Соробан как способ борьбы с забывчивостью
Человек от природы наделён самым важным и необходимым механизмом – памятью. С рождения малыш воспроизводит то, что уже заложено в этом механизме: дышит, ест, слышит, видит, ест, реагирует на холод и тепло. Может, всего этого и достаточно, чтобы выжить?
Нужно ли этот механизм развивать, пополнять новыми знаниями, опытом, а может достаточно всего того, что он уже имеет от рождения?
Секрет этого механизма в том, что он требует развития. И хорошего развития. Хорошая память поможет ребёнку легко учиться и сохранить знания и опыт для будущего. Память и интеллект взаимозависимы. Они имеют безграничные возможности и потенциал и при этом ещё и влияют друг на друга. Если “хромает” память, то страдает и интеллект.
Беспокойство у родителей вызывают ранние жалобы ребёнка на плохую память ещё в дошкольном возрасте.
“Хромота” памяти – это забывчивость. Это норма или нарушение мозговой деятельности? Нужно срочно лечить или само пройдёт?
Чтобы разобраться в этом, нужно найти причины этого явления(или сбоя) в работе памяти. В этом мы постараемся разобраться.
Почему у ребёнка плохая память? Внутренние и внешние причины
Забытые дома тетрадки, невыполненные “домашки” и поручения родителей – признаки плохой памяти. Взрослые часто такую забывчивость принимают за лень и начинают с ней бороться. Но это всё напрасно. Так, зачастую, случается и с ребёнком, обладающим хорошей памятью, если к этому присоединить невнимательность. Тогда важная информация проходит мимо ушей.
Какие бывают причины плохой памяти у детей?
- Если есть нарушения развития головного мозга и нервной системы, – это внутренние.
- Плохое воспитание и неправильное обучение – это внешние.
Естественные причины плохой памяти у ребёнка
Наследственность – первая. Её избежать никак нельзя. Но детский мозг настолько непредсказуем, сложен и гибок, что правильное воздействие на него сможет развить и память, и мышление, и когнитивные способности.
Следующая – СДВГ(синдром гиперактивности и дефицита внимания). Это нарушение в работе нервной системы настолько показательно, что любой невролог констатирует его присутствие при осмотре малыша. Эти дети очень непоседливы, не умеют долго концентрировать внимание на одном действии, отвлекаются на любой раздражитель. Причина – недостаточность концентрации. Эта особенность не требует лечения в популярном смысле, но перед родителями задача – скорректировать так детское поведение и взять под контроль неукротимую энергию, чтобы малыш сам научился ею руководить и натренировал нужные когнитивные навыки.
Как развивать память у учеников с СДВГ ? Что делать?
Нужно:
-восполнить недостаток внимания – больше общаться, играть с ребёнком в развивающие игры;
-организовать деятельность ребёнка, начиная с порядка и самодисциплины, закрепляя соблюдением режима дня;
-привлечь к спорту;
-заняться тренировкой внимания и развитием памяти.
Невроз – третья и весьма опасная причина. Она опасна тем, что развивается в раннем возрасте. Невроз влечёт за собой плохую память и рассеянность. И вот здесь главное – не упустить и распознать болезнь и начать с ней бороться. Комплекс упражнений для развития мыслительной деятельности и дополнительные аптечные препараты, назначенные доктором, помогут справиться с проблемой.
Причины забывчивости, не связанные с естественным ходом развития ребёнка
Большинство школьников соприкасаются с проблемой запоминания. После школы часто такие дети не помнят ни уроков, ни пройденных тем. Ругать их за это бесполезно, потому что в их рассеянности и забывчивости нет их вины.
Причины:
- Плохое самочувствие. Оно может быть вызвано необоснованно увеличенными учебными нагрузками в сочетании с перенасыщенным количеством внешкольных мероприятий. Организм, доверху заполненный стрессами, умственными нагрузками, начинает сопротивляться и отключает активный режим расхода энергии.
- Пропадает интерес к занятиям. Мозг проявляет одну из своих секретных особенностей: запоминает только то, что ярко, необходимо, интересно. Скучная информация принимается поверхностно и откладывается частями.
- Отсутствие развивающих занятий. Мозг активно работает только при активных и интересных нагрузках, потому что его потенциал безграничен при активных занятиях.
- Недосыпание.
- Отсутствие качественного питания, которое должно обеспечивать организм необходимой энергией микроэлементов и витаминов.
- Чрезмерная нагрузка ранним и интенсивным развитием. Даже мега-мозг имеет свои границы возможностей и возрастных ограничений.
- Отсутствие физической активности. Малоподвижный образ жизни тормозит работу всех систем и органов, особенно влияет на головной мозг.
- Большее, чем может усвоить ученик, количество информации.
Что делать, если у ребёнка плохая память?
Во-первых, исключаем все возможные отклонения в развитии мозга.
Во-вторых, анализируем область физического развития.
А дальше – активная фаза родительских забот:
- укладывать ребёнка спать вовремя;
- выделять на сон не меньше 8-10 часов;
- свежий воздух – в достаточном количестве;
- подвижные игры;
- сбалансированный рацион питания;
- здоровый образ жизни.
Обеспечить ребёнку хорошее самочувствие, воспитать привычку соблюдать здоровый образ жизни – вот важнейшая задача заинтересованных в успехе ребёнка родителей.
Концентрацию на учёбу обеспечит хорошее самочувствие и уверенность в себе. Очень важен следующий шаг – познакомиться с принципами эффективного запоминания. Для мозга память – это сложнейший союз психических функций, когнитивных способностей. Именно они ищут, анализируют и накапливают знания. Память – это активный склад опыта, эмоций и впечатлений. Он активно закрепляет то, что пережито во время ярких событий( будь то игры с друзьями или интересные занятия).
Мозг в этом случае видит информацию в ярком фантике эмоций, переплетённых с приятными событиями. Он пользуется воображением и ассоциациями.
Тренировки памяти для детей
Что предпринимаем для быстрого и крепкого запоминания:
– тренируем память и концентрацию;
– применяем многоразовое повторение.
Для дошкольников и школьников 7-10 лет подойдут упражнения для тренировки ума в игровой форме. Они стимулируют курирующие зоны мозга, ответственные за слуховое, сенсорное, зрительное восприятие. Очень важно обратить внимание на сенсорное развитие. Развитие моторики рук помогает развивать большинство умственных способностей.
Синхронно с этим ребёнка можно научить запоминать необходимые задачи, запланированные мероприятия. В этом поможет привычка вести ежедневник.
Забывчивость ребёнка: способы решения проблемы в Школе устного счёта Соробан
Развивая память, Школа ментальной арифметики Соробан идёт по пути чёткого соблюдения собственных принципов:
-давать детям такие задачи, которые тренируют память, внимание, мышление и много других функций мозга;
-курс обучения проводить на основе повторения выученных действий соробаном( сложение, вычитание, умножение), но так, чтобы не только закрепить, но и довести до автоматизма и совершенства уже приобретённые навыки.
Память оттачивается повторением. Скоростной устный счёт в совершенстве владеет способностью непосредственно развивать память. Новые навыки требуют от мозга работы над созданием новых нейронных связей. То, что не используется в дальнейшем, мозг разрушает, не расходуя на его сохранение энергии. Повторение выполняет роль генератора, превращая навык в привычку. Мозг укрепляет нужные востребованные синапсы. Хорошая память – это укреплённые нейроны. На уроках ментальной арифметики в непринуждённой обстановке учат концентрироваться на задаче, перерабатывать информацию на слух, визуально и механически, мыслить логически и абстрактно.
Занятия наполнены играми, состязаниями и небольшими сувенирами за преодоление каждой темы, поэтому легко делают их запоминающимися.
Плохая память мешает ребёнку справляться с учебными задачами. Но хорошая память без независимого разностороннего мышления не позволит ребёнку достичь хороших результатов. Именно ментальная арифметика Соробан поможет ему раскрыть свой многогранный интеллектуальный потенциал и реализовать свои таланты.
