Обучение детей скоростному устному счету: основные правила
Умение считать в уме, не прибегая к помощи калькулятора, при регулярных занятиях положительно влияет на развитие образного восприятия, логического мышления, творческих и познавательных способностей. Благодаря ментальной арифметике школьники и те, кто еще только собирается пойти в первый класс, могут развивать свои таланты, открывая для себя новые возможности. Поэтому родителям полезно будет узнать о современных методиках обучения счету в уме.
Влияние устного счета на развитие ребенка

Дети знакомятся с числами задолго до начала обучения в школе. Малыши в своей обычной жизни, строя домики из конструктора или гуляя на улице, учатся различать понятия “больше” и “меньше”, начинают считать. И уже потом они начинают знакомиться с обозначением каждой цифры.
Чтобы понять смысл задачи, определить алгоритм её решения, ученику в первое время понадобится много времени. Но если систематически практиковаться с устным счетом, применяя специальные методики обучения ментальной арифметики, этот процесс можно довести до автоматизма, и справляться с заданием ребенок будет гораздо быстрее.
Устный счет развивает способность увидеть задачу в полном объеме – её условие, промежуточные шаги и цель. У ребенка улучшаются пространственное мышление и алгоритмические способности. Занимаясь ментальной арифметикой, дети не только развивают свой интеллект, но и учатся применять возможности своего мозга на практике.
Какую методику обучения детей устному счету выбрать?
Есть три основных метода развития счетных навыков у детей:
1. Запоминание таблиц сложения и умножения.
2. Изучение и применение знаний о составе чисел.
3. Тренировка с помощью специальных упражнений.
Все мы в период обучения в младших классах заучивали наизусть таблицу умножения, демонстрируя потом возле доски перед учителем и одноклассниками зазубренную информацию. Принцип данного метода заключается в запоминании результатов определенных действий с числами и выуживании их из памяти в соответствующих примерах. С одной стороны, это довольно просто – выучил таблицу один раз и затем применяешь всю жизнь. Но если задуматься, какие именно механизмы мышления при этом задействованы, то окажется, что это только память, а наша цель – развивать мыслительные способности ребенка!
Более действенный и верный метод в развитии интеллекта – разбор состава чисел. Раскладывая числа на их составляющие, дети включают логическое мышление, учатся сравнивать, анализировать и обобщать, у них развивается воображение. При выполнении арифметической задачи в мозге ребенка идет активная мыслительная работа, и он учится самостоятельно выполнять задания.

Чтобы понять, насколько эффективно развитие ребенка при помощи этого метода, надо учесть особенности детской психологии, мышления и восприятия. В возрасте до 10-11 лет информация усваивается лучше, если она может быть наглядно представлена. Задачу, которую можно “увидеть”, намного легче понять, а новую информацию – усвоить. Если же ребенок сможет воспроизводить образы в уме, повышается его способность к восприятию и запоминанию, что конечно же положительно скажется на успеваемости. Такая схема развития навыков устного счета не состыкуется со школьной программой, поэтому родителям, которые хотят помочь интеллектуальному развитию своих детей, будут интересны курсы развития с применением эффективных современных методов обучения.
В дошкольном возрасте, когда малыши только знакомятся с числами, очень полезны игры с подручными предметами: фруктами, кубиками, мячиками и другими игрушками. Этого достаточно, чтобы совершать простые действия в пределах 10, но для выполнения более серьезных арифметических задач потребуются уже иные инструменты. Лучше всего в данном случае подходят уроки ментальной арифметики. Они больше прочих методик соответствуют всем требованиям, с учетом типа мышления детей и используя для изучения состава чисел, вычисления и наглядности счеты соробан.
Школа ментальной арифметики Соробан® в Беларуси: обучение детей устному счету

Мы рассматриваем обучение детей каким-либо навыкам с учетом возможной пользы для них в будущем. К примеру, заучивание арифметических таблиц даст школьникам умение выполнять в уме не очень сложные арифметические примеры. Если же говорить об изучаемом в Школе ментальной арифметики Соробан® устном счете, то от него есть гораздо большая польза даже на уровне вычислений, ведь выпускники считают намного быстрее не только своих одноклассников, но и даже учителя математики. А это для ребенка – немалый бонус.
Насколько навык скоростного счета применим в жизни, можно долго спорить. Возможно, большинству он будет полезен исключительно на уроках математики или во время покупок в магазинах. Но ментальные навыки, выработанные при помощи регулярных тренировок, однозначно пригодятся в жизни. Обучение детей ментальной арифметике дает им возможность мгновенно находить правильные решения, используя феноменальную память, логическую ясность мышления и наблюдательность, умение визуализировать ситуацию и просчитывать последствия различных действий. Занятия устным счетом стимулируют развитие и в иных сферах жизни, делая его всесторонним, а это и есть наша главная задача!